Внедрение бурового тренажёра в учебный центр Baker Hughes
Baker Hughes – ведущая мировая компания, занимающаяся разработкой и внедрением передовых энергетических технологий. Свыше 100 лет Baker Hughes помогает клиентам снижать выбросы, разрабатывать более экологичные источники энергии, повышать производительность и внедрять цифровую оптимизацию в энергетическом секторе. Учебный центр компании готовит специалистов в области бурения, используя новейшие технологии и методики обучения.

Наша компания успешно внедрила передовой имитационный тренажёр буровой установки 5000/320 (ЭР / ЭУК) в учебном центре Baker Hughes. Данный тренажёр представляет собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для профессиональной подготовки персонала, задействованного в бурении скважин на нефть и газ.

Цель имитационного тренажера – формирование знаний, умений и навыков персонала. Перенос навыков на условия реальной работы.
Задачи:
- Приобретение практических навыков безопасного ведения работ при строительстве скважин на нефть и газ.
- Обучение и приобретение практических навыков выполнения работ по предупреждению, локализации и ликвидации газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов при строительстве скважин на нефть и газ.
- Непрерывный и периодический контроль и тестирование уровня знаний и навыков ведения технологического процесса и локализации аварийных ситуаций.
- Повышение качества подготовки рабочих и инженерно-технических работников, занятых ведением технологического процесса и эксплуатацией оборудования.
- Снижение вероятности аварийных ситуаций, возникающих вследствие проявления человеческого фактора.

Тренажер удовлетворяет всем требованиям к учебным центрам повышения качества обучения персонала нефтегазовой отрасли – соответствует уровню международных стандартов IWCF (International Well Control Forum) и IADC, а также требованиям стандарта Национальной ассоциации по управлению скважиной (НАУС), требованиям национального стандарта «нефтегазового кластера». Обеспечивает полное соответствие с «Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (утверждены приказом № 534 от 15 декабря 2020) и может использоваться для обучения по программе “Контроль скважины” для любых категорий персонала.

Преимущества:
1 — Масштабируемость. От полной копии кабины бурильщика до планшета
+ Возможность дистанционной работы обучаемых по сети интернет!
2 — Полная визуализация всех основных и вспомогательных систем буровой, всех инструментов и приспособлений. Учет климата севера ХМАО и ЯНАО (климатическое исполнение имитируемого оборудования).
Визуализация 100% основного и 100% вспомогательного оборудования

Возможность выбора конфигурации оборудования (роторное бурение, верхний привод, варианты АБК, насосов и т.д.).
3 — Визуализация 100% оборудования и процессов под землей

4 – Полная визуализация всех применяемых инструментов и приспособлений
5 — Реальные геологические разрезы месторождений РФ (Варьеганское месторождение, Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения и т. д.), полный спектр типов скважин (наклонные; вертикальные; горизонтальные; многозабойные; многоствольные; «Fishbone»)
6 — Экспертность и взаимодействие с ведущими компаниями РФ — производителями оборудования
7 — Наличие виртуального (на базе ИИ) инструктора + станция реального инструктора

Возможности и режимы работы виртуального инструктора:
- В режиме «Обучение» доступны указания по правильному выполнению работ (подсказки), неверные действия не допускаются и обучаемый получает указания о том, как выполнить действия правильно.
- В режиме «Экзамен», в отличие от режима «Обучение», в процессе выполнения учебного задания, обучаемый не получает дополнительной информации (подсказок), результат выполнения задания (оценка) выставляется автоматически.
- В режиме без использования сценариев — инструктор может выбрать любое ранее сохраненное стартовое состояние и ставить задачу самостоятельно. Оценка результатов в данном случае также происходит самостоятельно.
Имитационный тренажер представляет собой программное обеспечение для персональных компьютеров и является средством профессиональной подготовки персонала, предназначенным для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков и умений, необходимых им для управления материальным объектом путем многократного выполнения обучаемыми действий, свойственных управлению реальным объектом.
Имитационный тренажер используются для систематического и операционного обучения, т.е. обеспечения усвоения определенной совокупности знаний, навыков, умений и процедур. Задачи тренажера — обеспечить соответствие усваиваемых материалов или навыков требованиям предстоящей работы, эффективность учебного процесса, а также добиться того, чтобы усвоенные при обучении стереотипы были успешно перенесены на условия реальной работы.
Тренажер обеспечивает генерацию модели реальной технологической системы в соответствии с математической моделью при помощи программных и аппаратных средств. Идентичность реальной системы в данном случае понимается как идентичность подачи на основные каналы восприятия пользователя программно- или аппаратно- управляемых воздействий и реалистичной реакции моделируемой среды на производимые пользователями действия.
Тренажер включает в себя математическую модель, модуль синтеза 3D изображения и звука, модуль имитации автоматизированной системы управления технологическими процессами, модуль распределенных вычислений и симуляции, модуль инструктора.
Сценарии – действия персонала при выполнении ПЛАС:
- Проверка в начале работы смены
- ГНВП во время бурения (промывки) скважины
- ГНВП при СПО
- ГНВП при спуске обсадной колонны
- ГНВП при отсутствии бурильных (обсадных) труб в скважине и ГФР
- ГНВП, открытый фонтан
- Глушение после ГНВП
Сценарии – выполнение типовых операций:
- Спуско-подъемные операции (спо)
- Проходка (бурение) роторное
- Проходка (бурение) верхним приводом
- Проходка (бурение) роторное + забойный двигатель (ВЗД)
- Спуск обсадной колонны и цементирование
- замена долота и компоновки бурильной колонны (определение износа, замена)
- Промывка скважины
- Ремонтные/ловильные работы
- Вышкомонтажные работы
Сценарии – Для помощников бурильщика и механиков:
- Замена поршней/втулок на насосе
- Выявление неисправностей и замена клапанов насоса
- Выявление неисправностей и смена сеток в виброситах
- Выявление неисправностей и замена элементов песко/ило отделителей
- Замена каната
- Текущее обслуживание и ремонт система БУ
Сценарии – Для геофизических работ:
- Геофизические исследования скважины в процессе бурения
- Отбор керна
8 — Многопользовательский режим + VR + агенты
Возможность обучения полного состава вахты (бурильщик + помощники бурильщика + супервайзер + мастер + механик). При отсутствии одного или нескольких участников — его функции выполняет модель агентов в соответствии с регламентом.
9 — Расширенная поддержка систем формирования виртуальной реальности (VR)
10 — Высокоточная мультифизическая модель 100% процессов
Полная математическая модель оборудования и процессов, а не только модель ГНВП.
Кроме того, предусмотрены сценарии для помощников бурильщика и механиков, включая диагностику и ремонт насосного оборудования, замену канатов и обслуживание буровых систем.

Использование данного тренажёра в Baker Hughes позволяет:
- Существенно повысить уровень подготовки бурового персонала;
- Минимизировать влияние человеческого фактора на аварийные ситуации;
- Отработать алгоритмы действий в сложных и нештатных условиях без риска для жизни и техники;
- Оптимизировать процесс обучения за счёт цифровой симуляции реальных производственных задач.
