Стриминг тренажеров
Среди наших клиентов есть крупные организации, где политикой безопасности запрещена установка стороннего программного обеспечения. Стандартно в этом случае для запуска тренажеров мы поставляли модули, основанные на webgl, которые запускаются в обычном браузере. Это хороший вариант, но требует больше ресурсов для запуска, соответственно, компьютеры пользователей могут выдавать недостаточный для комфортного взаимодействия с тренажером FPS.
Как раз для этого случая мы разработали технологию стриминга. Вообще, стриминговые платформы широко известны. Есть от компании Nvidia, есть от компании VK. В основном, они используются для игр: сложные в плане графики игры запускаются на удаленных серверах, картинка же отправляется пользователю, который может, пользуясь своей клавиатурой и мышью, также играть. Тут в действие вступают сетевые задержки, но, в целом, такой вариант вполне имеет место быть.
Наш вариант стриминга
Изначально мы планировали использовать одну из уже имеющихся платформ, но переговоры не сильно нас обрадовали. Начало работы с рассмотреными платформами стоит больших денег и частично задействует иностранные ресурсы, что для наших заказчиков не приемлемо.
В итоге мы пошли своим путем. В настоящее время у нас в офисе стоит серверная стойка, в ней сервера. Каждый сервер “тянет” до 8 (восьми) разных треажеров одновременно. При этом нам пришлось отработать специфичные вещи: запуск стриминга из скорм-пакета (актуально для пользователей со своей системой обучения), передача оценки и расширенного отчета о взаимодействии с тренажером в LRS систему (хранилище данных об обучении), маршрутизация, передача данных о пользовательских действиях с клавиатурой / мышью, оптимизация качества передаваемого пользователю изображения за счет автоматической смены кодека в процессе трансляции.
Можете протестировать технологию по ссылкам:
Тренажер “Средства индивидуальной защиты”,
Тренажер “Первая доврачебная помощь”.
Таким образом, любые наши тренажеры запускаются на любых платформах: android, ios, linux, windows и др. На любых устройствах !!! Так как системные требования в данном случае равнозначны требованиям для проигрывания обычного видео.
Что дальше ?
Мы дорабатываем технологию стриминга в плане использования обычных тренажеров в многопользовательском режиме (при этом тренажеры не требуют какой-либо доработки в плане программирования). Т.е. к одному и тому же тренажеру подключаются разлиные пользователи, один из них инструктор. Каждый пользователь видит собственно тренажер и других подключившихся (если у них есть веб камера). Начинается тренинг. Инструктор берет управление на себя, поясняет, например, теорию. Далее он может передать управление ученику, который уже выполняет упражнение. Остальные видят весь процесс, имеют возможность общаться голосом, с разрешения инструктора брать управление. Как показали предварительные тесты, данный режим при миниальных дополнительных затратах очень серьезно улучшает процесс тренинга, поэтому он очень восстребован уже сейчас.
Ценообразование
Данный вопрос очень гибок. Все зависит от того где развернуты серверы для стриминга: у заказчика или у нас. Понятно, что если заказчик размещает сервера у себя в закрытом контуре, то он несет большие единовременные затраты. Если используются наши сервера, то выходим на стоимость взаимодействия с тренажером в районе до десяти рублей за минуту. Это немного. В конечной стоимости обучения это занимает до 10%.
Как обычно, по любым вопросам, а также оставить заявку на внедрение технологии стриминга можно на соответствующей странице нашего сайта.
Подробнее в разделе стриминга на нашем сайте – https://lcontent.ru/streaming/