Компания

Next generation drilling process simulator

Постоянное увеличение в бурении доли высокотехнологичного оборудования, вместе со сложностью оборудования и производственных процессов, закономерно ставит задачи повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов, которые в значительной степени определяют экономическую эффективность производства (напрямую зависят от эффективности действий персонала), а также затрагивает вопросы охраны труда, промышленной и экологической безопасности.

Согласно годовым отчетам о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), а также данным независимого федерального агентства по расследованию несчастных случаев в химической промышленности (U.S. Chemical Safety and Hazard Investigation Board, CSB), большое количество аварий и несчастных случаев на буровых установках вызвано человеческим фактором. Аналогичные выводы можно получить и из материалов профессиональных баз данных по авариям и инцидентам (MHIDAS, MARS, FACTS и др.). Наиболее характерными причинами являются: низкая технологическая дисциплина; неосторожные или несанкционированные действия при выполнении работ; слабые относительно требований безопасности ведения работ знания персонала, недостаточная психологическая и квалификационная подготовленность персонала; недостаточная эффективность обучения и инструктажа персонала по вопросам безопасности; несогласованные и ошибочные действия персонала в условиях чрезвычайной ситуации; неправильные действия по ведению технологического процесса; ошибки при проведении необходимых измерений; несвоевременное при наличии характерных признаков обнаружение предаварийной ситуации; несвоевременное принятие мер по устранению аварии; нарушение технологии и регламента выполнения работ; заранее не предусмотрены мероприятия для ликвидации возможных аварий; ненадлежащее проведение инструктажа и т.д.

Помимо аварий, неверные действия обслуживающего персонала часто приводят к внеплановым остановкам технологического процесса, что также является источником значительных экономических потерь предприятий.

Указанные причины позволяют сделать вывод о том, что частота их появления напрямую зависит от качества подготовки обучающихся технических специалистов нефтегазового направления в учебных заведениях. Их подготовка тесно связана с обучением для решения следующих задач: получение теоретических знаний на основе обучающего физического эксперимента (процесса получения и обработки экспериментальных данных; применения полученных знаний при решении комплексных задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов (курсовое и дипломное проектирование); оценка навыков и профессиональных умений специалистов для их последующей сертификации или аттестации (сертификация или аттестация); практическое изучение устройства, принципа его работы, наладки, регулировки оборудования, характерного для осваиваемой профессии; формирование и совершенствование у обучаемых профессиональных навыков и умений, необходимых им для управления материальным объектом (тренинг, повышение квалификации).

Проведение обучения на реальных объектах и оборудовании, в свою очередь, часто сопряжено с существенными трудностями технического плана и значительными материальными затратами: высокой стоимостью учебного оборудования и его эксплуатации; наличия морально-устаревшего оборудования, малым спектром по сравнению с условиями производства имеющегося оборудования; большой удаленностью обучаемого от места расположения учебного оборудования; высокой опасностью выполняемых работ и сложностью изменения конфигурации оборудования и параметров среды; длительностью проведения работ; невозможностью визуального наблюдения внутренней структуры изучаемого оборудования, микро- и макрообъектов и процессов, быстрых или медленных технологических и природных явлений; наблюдений абстрактных понятий или концепций (например, визуализация накопления усталостных повреждений); сложностью показа и оценки возможных последствий альтернативных условий и направлений деятельности.

Указанные трудности проведения процесса обучения на реальных объектах предопределили появление новых средств обучения – тренажеров, а наблюдаемый рост вычислительной мощности персональных компьютеров и их доступность позволили использовать его в качестве средства имитации – таким образом появились первые компьютерные тренажеры, а позже и их цифровые двойники. В данной статье предлагается рассмотреть ключевые особенности цифрового двойника буровой установки БУ 5000/320ЭУК-Я для формирования знаний, умений и навыков персонала, а также их переноса на условия реальной работы. Решаемые задачи: приобретение практических навыков безопасного ведения работ при строительстве скважин на нефть и газ; обучение и приобретение практических навыков выполнения работ по предупреждению, локализации и ликвидации газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов при строительстве скважин на нефть и газ; непрерывный и периодический контроль и тестирование уровня знаний и навыков ведения технологического процесса и локализации аварийных ситуаций; повышение качества подготовки рабочих и инженерно-технических работников, занятых ведением технологического процесса и эксплуатацией оборудования; снижение вероятности аварийных ситуаций, возникающих вследствие проявления человеческого фактора.

Следует отметить, что тренажеры для подготовки специалистов в области бурения, в частности, тренажеры отработки действий при газонефтеводопроявлениях (ГНВП), показали высокую эффективность и их использование является уже не рекомендацией, а требованием Ростехнадзора (Требования к подготовке устанавливает приказ Ростехнадзора № 534). В силу этого при создании тренажера были учтены требования к учебным центрам повышения качества обучения персонала нефтегазовой отрасли – уровню международных стандартов IWCF (International Well Control Forum) и IADC, а также требования стандарта Национальной ассоциации по управлению скважиной (НАУС), требованиянационального стандарта «Ассоциация Нефтегазовый Кластер», «Правилам безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (утверждены приказом № 534 от 15 декабря 2020) и может использоваться для обучения в ВУЗах, колледжах и подготовительных центрах по программе «Контроль и управление скважиной при ГНВП» для любых категорий персонала (рис. 1.).

Рис. 1. Тренажер-имитатор буровой установки с пультами для управления скважиной при ГНВП (в настольном исполнении)

Обучение персонала большинства учебных подразделений действиям при ГНВП предполагает его работу в течении 30-50 минут на одно упражнение. Наличие копии управления (кабины бурильщика) в единственном экземпляре не дает возможности быстрой и качественной подготовки даже небольшой группы специалистов поскольку 30-50 минут обучения проводится непосредственно на тренажере, другие вынуждены ждать его освобождения. В компьютерном же классе за счет масштабирования обучающиеся могут обучатся одновременно, используя планшеты, компьютеры, ноутбуки и даже могут запускать тренажер удаленно через сеть интернета (рис. 2.). Все определяется количеством лицензий на тренажер.

Рис. 2. Структурная схема программно-аппаратного тренажера
Рис. 3. Визуализация основного и вспомогательного оборудования 

Для обеспечения подготовки всех категорий работников потребуется выполнить имитацию и визуализацию всех основных и вспомогательных систем буровой установки, включая инструменты и приспособления, реализацию различных вариантов конфигурации оборудования (рис. 3. роторное бурение, верхний привод, варианты АБК, насосов, комплекты датчиков) с учетом климата Крайнего Севера (климатическое исполнение имитируемого оборудования). В результате тренажер содержит модели следующего оборудования (табл. 1–2). Модель подземной части (рис. 4.) с учетом широкого спектра геологических разрезов месторождений РФ и типов скважин (наклонные; вертикальные; скважины с горизонтальным окончанием; многозабойные; многоствольные;) с возможностью задания точных параметров, характерных для условий бурения заказчика.

Рис. 4. Пример визуализации подземной части в процессе работы тренажера

Таблица 1

Оборудование и инструмент, используемый в процессе бурения a) Наземного оборудования

Буровой насос УНБТ-950АКрюкоблок – УТБК-5-320Подвеска вертлюга
Вертлюг УВ-320МАТалевый блок – УТБА-5-320Мостик
Талевая система 5х6КомпрессорВибросито
Вышка ВМА-45-320РесиверСитогидроциклонный сепаратор
Ротор Р-700Циркуляционная система ЦС5000ЭРПескоотделитель
Лебедка ЛБУ-37-1100Верхний привод TD-350-HT (Bentec)Илоотделитель
Кронблок – УКБА-6-400Крепление мертвого концаЦентрифуга
ДегазаторПульт бурильщикаДолота
ГидросмесительВерхний приводСборка превенторов (схема ОП-5)
Емкость приготовленнаяТрубные ключи АКБГидростанция управления
Емкость сливнаяМеханический ключВспомогательная лебедка
Емкость забораКлинья ротораЭлеватор
СтоякБезопасная труба/квадратная трубаГрязевик
Водяной насосЗамки трубныеСепаратор

Таблица 2

Оборудование и инструмент, используемый в процессе бурения b) Подземного оборудования

СкважинаВедущие бурильные трубыПереводник
Бурильная трубаПородоразрушающий инструментШламоуловитель (ШМУ)
Утяжеленные бурильные трубы (УБТ)Забойные двигателиКлапаны обратные
Толстостенные бурильные трубы (ТБТ)Перепускной (переливной) клапанМеханизм искривления
КалибраторыРасширителиРоторные отклонители
СтабилизаторыЯссЗабойные телеметрические системы (MWD)
Системы каротажа в процессе бурения (LWD)Роторные управляемые системы (РУС)Центраторы

Создание имитационных моделей «надземной» и «подземной» частей потребовало, в свою очередь, реализовать модели применяемых инструментов и приспособлений, что способствует возможности как условного выполнения операций, так и реального процесса выполнения операций (для предметного обучения, рис. 5.).

Рис. 5. Пример выполнения операции по установке нового долота

При создании имитационных моделей со столь внушительным перечнем оборудования был привлечен широкий круг экспертов ведущих отечественных компаний-производителей оборудования, буровых и сервисных компаний, ведущие специалисты СПО и ВПО. Именно их профессиональные знания в предметной области и ценные советы в значительной степени определили показатели эффективности тренажера.

Самая сложная часть тренажера – это математическая модель. Она скрыта от инструкторов и обучаемых, но от ее точности и количества учитываемых факторов зависит достоверность работы тренажера в целом. Рассматриваемый тренажер содержит в своем составе мультифизическую модель, описывающую, с требуемой точностью, имитируемый объект или процесс. Адекватность и универсальность модели тренажера определяет соответствие поведения реальной системы и поведения модели в штатном и аварийном режимах. При необходимости модель может учитывать деформирование твердых тел (акустическое воздействие, устойчивость, механику разрушения), теплоперенос (теплопроводность, конвекция и излучение), акустические явления, химические реакции, электромагнитные эффекты, воздействие на экосистему и т. д. Использована как аналитическая (основанные на экспериментальных данных отношения), так и численные методы конечных элементов (МКЭ) и метод решеточных уравнений Больцмана (численный метод моделирования гидродинамики Lattice Boltzmann Method, LBM). LBM использован для моделирования многофазных потоков, потоков в пористых средах, имитации поведения бурового раствора в трубном и затрубном пространстве, а МКЭ для расчета напряженности конструкции и деформаций (рис. 6).

Рис. 6. Визуализация расчетов разрушения и выноса породы

При создании математической модели создан специальный редактор – специальная система автоматизированного синтеза технологической схемы систем буровой установки (рис. 7). Этот способ значительно повышает качество и технико‑экономический уровень создаваемых математических моделей, адекватность и универсальность получаемых моделей, не уступает уровню ведущих мировых компаний.

Рис. 7. Редактор технологической схемы систем буровой установки

Уникальность решения заключается в последовательной схеме расчетов – на базе решения линейных уравнений для нахождения начальных условий с последующим использованием прямых численных итерационных методов на основе найденного приближенного решения и величины шага, что обеспечило возможность выполнить высокоточное моделирование и симуляцию физических процессов, происходящих в запорно-регулирующей арматуре, гидро- пневмо- трубопроводах, СРД, пластах и скважинах, насосах и компрессорах. Также имитируются и системы автоматики (АСУ ТП нижний и верхний уровень) – управляющие устройства, алгоритмы контроллеров, системы верхнего уровня (SCADA). Кроме того, модель позволяет выполнять расчет с учетом нескольких протекающих одновременно процессов, имеющих при этом различную природу: гидродинамика, электродинамика, механика, термодинамика жидкостей и газов доступны термодинамические модели:

  • Идеального газа;
  • Пенга-Робинсона;
  • Пенга-Робинсона (с модификацией Тву);
  • Соаве-Редлиха-Квонга и др.

Для обеспечения точности расчетов редактор технологической схемы систем буровой установки имеет в своем распоряжении и необходимые базы данных – фазовых состояний веществ, плотности, теплоемкости, молекулярной массы, компонентного состава нефти и попутного газа – фракционный состав нефти от C1 до С40+; газа ж Метан CH4; Этан C2H6; Пропан C3H8; И‑Бутан iC4H10; Бутан C4H10; И‑Пентаны iC5H12; Пентан C5H12; И‑Гексаны; Гексан C6H14; Углекислый газ CO2; Азот N2; Сероводород H2S и др.

Созданы все необходимые инструменты и для инструктора, создан виртуальный, на базе ИИ, инструктор, рис. 8. Список созданных учебных сценариев достаточно обширен и может быть расширен, так как инструктор может создавать свои сценарии и менять любые параметры.

Рис. 8. Виртуальный инструктор на базе системы искусственного интеллекта (ИИ)

Основные сценарии тренажера:

  • Изучение конструкции буровой установки;
  • Изучение конструкции скважины и бурильной колонны;
  • Спускоподъемные операции;
  • Замена поршней/втулок на насосе;
  • Выявление неисправностей и замена клапанов насоса;
  • Проходка (бурение) верхним приводом;
  • Спуск обсадной колонны и цементирование;
  • Правила безопасности (выявление нарушений при бурении);
  • Правила безопасности (выявление нарушений при производстве работ на высоте);
  • Правила безопасности (выявление нарушений при производстве грузоподъемных работ);
  • Закрытие скважины;
  • Глушение методом бурильщика, объемным методом, утяжеления и ожидания (с различными вариантами);
  • Заполнение листа глушения;
  • Действия персонала при выполнении ПЛАС:
  • Проверка в начале работы смены;
  • ГНВП во время бурения (промывки) скважины;
  • ГНВП при СПО;
  • ГНВП при спуске обсадной колонны;
  • ГНВП при отсутствии бурильных (обсадных) труб в скважине и ГФР;
  • ГНВП, открытый фонтан;
  • Глушение после ГНВП;
  • Проходка (бурение) роторное;
  • Проходка (бурение) роторное + забойный двигатель (ВЗД);
  • Замена долота и компоновки бурильной колонны (определение износа, замена);
  • Промывка скважины;
  • Ремонтные/ловильные работы;
  • Вышкомонтажные работы;
  • Дополнительные сценарии – для помощников бурильщика и механиков;
  • Замена поршней/втулок на насосе;
  • Выявление неисправностей и смена сеток в виброситах;
  • Выявление неисправностей и замена элементов песко/ило отделителей;
  • Замена каната;
  • Текущее обслуживание и ремонт система БУ;
  • Геофизические исследования скважины в процессе бурения;
  • Отбор керна и др.

Инструктору доступен встроенный редактор учебных сценариев, в котором поддерживается линейная и нелинейная структура учебного задания, развитые механизмы ветвления сценария и различные механизмы задания последствий действий/условий.

Имеется возможность как индивидуального, так и группового обучения. Для отработки совместный действий на буровой установке реализован многопользовательский режим, который дает возможность обучения полного состава вахты (бурильщик + помощники бурильщика + супервайзер + мастер + механик). При отсутствии одного или нескольких участников – его функции выполняет модель агентов в соответствии с регламентом. Это является достаточно важной особенностью, т.к. в условиях реальной работы коллектив должен действовать как одна команда, а индивидуальный тренинг не всегда может выполнить эту задачу.

Работа на тренажере возможна как в полуавтоматическом режиме обучения и экзамена, где инструктор может передать свою работу автоматике, так и в ручном режиме, при котором все действия обучаемых контролируются и оцениваются инструктором самостоятельно. В режиме «Обучение» доступны указания по правильному выполнению работ (подсказки), неверные действия не допускаются и обучаемый получает указания о том, как правильно выполнить действия. В режиме «Экзамен», в отличие от режима «Обучение», в процессе выполнения учебного задания, обучаемый не получает дополнительной информации (подсказок), результат выполнения задания (оценка) выставляется автоматически. В режиме без использования сценариев инструктор может выбрать любое ранее сохраненное стартовое состояние и ставить задачу самостоятельно. Оценка результатов в данном случае также происходит самостоятельно. Присутствует и возможность изучения оборудования, его состава, принципа действия, процедур настройки, диагностики и ремонта. Для этого тренажер включает все необходимые интерактивные методические материалы и нормативно-техническую документацию (рис. 9.).

Рис. 9. Интерактивные методические материалы и нормативно- техническая документация

Обучение осуществляется с использованием платформы, позволяющей реализовать точную копию кабины бурильщика в нескольких вариантах – от полномасштабной кабины, настольного исполнения (рис. 10.), многомониторного исполнения и простого планшета.

Рис. 10. Образец настольного исполнения имитации кабины бурильщика:
1 – компьютер инструктора; 2 – монитор инструктора; 3 – клавиатура и манипулятор-мышь инструктора; 4 – принтер инструктора; 5 – компьютер обучаемого; 6 – мониторы обучаемого; 7 – телевизор обучаемого; 8 – клавиатура и манипулятор-мышь; 9 – пульт дросселирования; 10, 11 – пульт бурильщика с пультом системы верхнего привода 2/2; 12 – пульт бурильщика с пультом системы верхнего привода 1/2; 13 – пульт управления превенторами

Цифровой двойник БУ является полностью Российским программным обеспечением и работает на базе операционных систем Windows/Linux, в т.ч. Астралинукс, ALT Linux, RED OS и др., отличается широкими возможностями интеграции за счет встраиваемого мультипарадигменного языка LUA, поддержке стандартов и спецификаций (OPC, IEEE1516, XAPI), возможностью интеграции с OpenModelica. Поддержка международных стандартов на самом деле предоставляет достаточно большое количество возможностей, например, интеграция с другими компонентами учебного процесса – виртуальными лабораторными работами, например, в рамках лабораторной работы при изучении «буровых растворов» и тут же применить его в той или иной технологической операции на буровой установке. Результаты работ передаются в «емкости» тренажера – для возможности их применения при имитации процессов скважины. И наоборот, пробы раствора, изъятые в процессе реального бурения/ремонта скважин, можно передавать на вход, в качестве исходных образцов лабораторных исследований (в лабораторные работы и далее на тренажер). Это позволяет обучаемым проверить «в деле» разработанные ими рецептуры (как непосредственно самим, так и другими обучаемыми). А это уже именно тот процесс, который реально происходит в реальных рабочих условиях в буровых и сервисных компаниях. Все это значительно увеличивает эффективность подготовки специалистов.

Таким образом, использование цифрового двойника буровой установки, совместно с комплексом лабораторных работ, позволяет обучаемым специалистам не только провести эксперимент и получить необходимые данные, но и оценить степень влияния этих факторов на реальном процессе бурения.

Вывод

Полномасштабный тренажерный комплекс позволяет эффективно формировать знания, умения и навыки для всех категорий персонала при выполнении ими необходимых технологических операций. Его внедрение может одновременно существенно повысить качество и объемы подготовки, снизить расходы на обучение.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
Спасибо, сообщение отправленно!

    Заказать прайс

    Мы не передаем данные клиентов третьим лицам. Они будут использованы только для нашего ответа Вам. Обязательные поля отмечены *