Аварии и инциденты на производстве в контексте обучения персонала
Современное производство характеризуется все увеличивающимися темпами внедрения передовых научных, технических, организационных и экономических разработок. Постоянное увеличение доли высокотехнологичного оборудования в нефтегазовом секторе производства, вместе с увеличением сложности оборудования и производственных процессов в целом, сопряжено с возможностью (вероятностью) появления опасных событий, последствиями которых могут являться экономический ущерб, гибель людей, угроза здоровью и безопасности персонала и населения, неблагоприятные воздействия на окружающую среду.
В силу высокой практической значимости, в последнее время и интенсивно ведется исследования, связанные с оценкой, контролем, предотвращением или сокращением рисков. Иными словами, с ростом опасности промышленных объектов закономерно возрастает необходимость в более точных, достоверных методах управления рисками. Наиболее ранние исследования, посвященные управлению рисками рассматривали исключительно надежность конструкции и оборудования, и не рассматривали человека, как элемента этой системы. Фактически, человек существенно влияет на вероятность возникновения опасных событий и ситуаций, что нашло отражение в более поздних исследованиях, где указывалось на необходимость учета влияния «человеческого фактора».
Расширенная информация по аварийности, причинам, последствиям и результатам
контрольно-надзорной работы Ростехнадзора, к сожалению, отсутствует в открытом доступе, но, мне все-таки удалось ознакомится с двумя очень интересными исследованиями по этому опросу. Рассмотрим анализ статистических данных по аварийности на объектах нефтегазодобычи РФ и полученные авторами закономерностей (https://ogbus.ru/article/view/12745, https://doi.org/10.17122/ntj–oil–2021-3-91–104)
За период с 2003 г. по 2019 г. на объектах нефтегазодобычи произошло 258 аварий, в rоторых погибли 287 человек. 2003 г. и 2004 г. – по 20 аварий, смертельного травматизма на 2004 г. – 29 случаев [2]. В целом, по оперативным данным Роструда, в 2023 году было зарегистрировано 5563 несчастных случая, 1565 смертельных случаев [1].
По анализу данных [2] за 2011-2019 г. ежегодный ущерб варьируется от нескольких десятков до нескольких миллиардов рублей. Так, наибольший общий ущерб от произошедших аварий зафиксирован в 2013 г. (2,951 млрд руб.). Средний ущерб от одной аварии – 54 млн руб.
“Но в целом, если отбросить некоторые формальности, получаются довольно интересные факты: в среднем 1 авария уносит жизнь 1 человека и наносит ущерб в размере 54 млн руб. Этой аварии предшествует в среднем 470 инцидентов; 1593 нарушений, выявленных Ростехнадзором; 364 проверок Ростехнадзора; 13 приостановок деятельности; 857 проверок служб ПК; 1607 мероприятий по итогам ПК.” [2]
Особенно интересны выводы авторов [2] – В результате анализа установлено следующее:
- На 1 тысячу проверок приходится 4,4 аварий. Коэффициент детерминации R2 = 0,05, что показывает отсутствие связи с аварийностью.
- На 1 тысячу выявленных Ростехнадзором нарушений приходится 0,93 аварий. Коэффициент детерминации R2 = 0,05, отсутствует связь.
- На 1 млн руб. штрафов, выданных Ростехнадзором, приходится 0,943 аварий. Коэффициент детерминации R2 = 0,20, слабая линейная связь.
- На 1 приостановку деятельности ОПО приходится 0,79 аварий. Коэффициент детерминации R2 = 0,01, отсутствует связь.
- На 1 тысячу проверок служб ПК предприятий приходится 1,25 аварий. Коэффициент детерминации R2 = 0,01, что показывает отсутствие связи с аварийностью.
- На 1 тысячу мероприятий, разработанных службами ПК предприятий, приходится 0,67 аварий. Коэффициент детерминации R2 = 0,24, слабая линейная связь с аварийностью.
Но самое главное – авторы [1] смогли проанализировать основные группы нарушений, по результатам расследования аварий, проверок Ростехнадзора и служб ПК:
Этот вывод в точности совпадает с другими, более ранними источниками:
- По имеющимся данным (Ростехнадзор, CSB, NTSB) доля человеческого фактора в инцидентах составляет от 35 до 70%
- Ученые называют различные цифры, но большинство сходится на том, что из-за ошибок человека происходит 60-80% всех аварий и несчастных случаев. Причем 9 из 10 случаев возникают именно там, где предусмотрены технические средства защиты. Возникают они чаще всего по психологическим причинам. [g1][g2]
- Например, любой член обслуживающего персонала, пользуясь неправильными инструкциями для настройки, теоретически может вывести из строя любую систему защиты предприятия. Анализ данных по оценкам частот ошибок операторов (таблица 1.6. [a1, С-275]) свидетельствует, что персонал (оператор) на 99,99% совершенен при выполнении рутинной работы, но оказывает полностью бесполезным при чрезвычайных обстоятельствах.
- Несмотря на то, что ошибочные действия персонала являются очень распространенными и очень трудно предсказуемыми, существующие данные о частотах ошибок операторов и обслуживающего персонала (WASH 1400 – приложение III) также указывают на значительную потенциальную опасность данного фактора.
- Человеческие ошибки оцениваются в 563 млн. долл. По основным инцидентам в химической промышленности до 1984 года. – Garrison (1989)
- 80-90% всех инцидентов в химической индустрии связаны с ошибками человека. – Joshchek (1981)
- Исследование 190 инцидентов в хим. пром. вызваны: недостаточными знаниями: 32% – ошибками проектирования: 30% ошибки процесса (методах): 23% ошибки персонала: 15%, – Rasmussen (1989)
- Инциденты в нефтехимической промышленности: оборудование и неудачное проектирование: 41% персонал и неудачное обслуживание: 41% недостаточно точное выполнение процедур: 11% недостаточный контроль и проверка: 5% иное: 2% – Butikofer (1986)
- Доля человеческого фактора в инцидентах, связанных с пожарами – 58% – Uehara and Hoosegow (1986)
- На долю человеческого фактора приходилось от 73% и 67% от общего ущерба в инцидентах на котельных установках – Oil Insurance Association Report on Boiler Safety (1971) (Нефтяная страховая ассоциация)
- В работе [a3] приводится следующее: «Скептику предлагается изучить статистику несчастных случаев. Она доказывает, что не технические недостатки, а человеческие факторы являются причиной абсолютного большинства воздушных катастроф и среди них в свою очередь психологические факторы стоят на первом месте.»
- Основные причины аварий, приведенные в книге «Анализ аварий и несчастных случаев в нефтегазовом комплексе России» [a4], основанные на имеющихся данных на 1998-2000 гг. также указывают на «человеческий фактор»….
Вывод – более половины нарушений, и соответственно, аварий – связаны с персоналом, т.е. с «человеческим фактором»…
Сам «человеческий фактор» в значительной степени зависит от уровня или степени подготовки персонала, величиной владения персонала специальными знаниями, умениями и навыками. Совершенно очевидно, что процесс формирования указанных знаний, умений и навыков, в свою очередь, зависит от средств и методов обучения. Стремление к снижению «человеческого фактора» сопряжено с поиском и внедрением новых методов и средств обучения, таких как тренажеры, а также нового класса технических средств обучения, использующего вычислительные мощности компьютеров — имитаторов. (Используемые в педагогике классификации средств обучения, относят имитаторы к категории технических средств обучения (ТСО) – системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности.)
“Этим объясняется, на наш взгляд растущее внимание ученых и практиков к системе внутрифирменного образования персонала [3]. Основными противоречиями в системе внутрифирменного обучения персонала нефтяной отрасли являются следующие:
- между состоянием развития бурового и нефтедобывающего производства, с одной стороны, и имеющимся нау»1но-методическим уровнем разработки производственного обучения и педагогической практики в системе внутрифирменного образования – с другой;
- между потребностями в модернизации содержания, принципов его отбора и структурирования, форм, методов и средств производственного обучения, адекватных современным задачам переподготовки и повышения квалификации кадров, с одной стороны, и отсутствием научных разработок в области методики производственного обучения в системе внутрифирменного образования – с другой.
Предыдущая работа авторов [Имитаторы на базе программно-аппаратной платформы в техническом образовании. Гаммер М.Д., Сызранцев В.Н., Голофаст С.Л.] была направлена на исследование и решение вопросов классификации имитаторов, ключевых показателей эффективности и систематизации пользовательских требований. Полученные результаты исследования позволяют перейти к решению вопроса применения имитаторов в процессе управления рисками (в менеджменте рисков – https://habr.com/ru/articles/748310/, https://habr.com/ru/articles/511120/, ).
Предлагаемая в данной работе методика базируется на сопоставлении затрат на создание (или покупку) и использование имитаторов в процессе подготовки персонала и уменьшением ожидаемого риска (потерь) предприятия в процессе управления рисками. Уменьшение ожидаемого риска (потерь) предприятия связано с уменьшением величины вероятности человеческого фактора (за счет обучения персонала с использованием тренажеров). Другими словами, предлагается метод использования имитаторов в процессе управления рисками, а именно в процессе анализа величины риска и принятия решений, направленных на снижение риска до пределов, соответствующих приемлемому уровню. Основная идея метода представлена на рисунке –
Мы предлагаем новый подход, отличительной особенностью которого является рассмотрение компьютерных имитационных тренажеров (КИТ) не только как технических средств обучения, но и как инструмента управления рисками. При таком подходе эффективность имитатора может быть определена на основе прогнозируемого снижения рисков (потерь) предприятия от ошибочных действий персонала (нарушение режимов и правил эксплуатации оборудования, нарушение технологии и т.д.), уровень подготовки которого формируется на основе применения КИТ («эффект от применения имитаторов – прогнозируемое снижение рисков в зависимости от затрат на подготовку персонала с использованием КИТ»). Количественная оценка эффективности при данном подходе определяется следующей зависимостью:
где
А – ожидаемый риск (потери) с учетом текущего значения вероятности влияния человеческого фактора;
В – ожидаемый риск (потери) с учетом уменьшения вероятности влияния человеческого фактора за счет применения имитаторов при подготовке персонала);
С – затраты на разработку (приобретение) и применение (эксплуатацию) имитаторов в процессе подготовки персонала.
Данная зависимость учитывает временной фактор, т. к. вероятности рисков А и B содержат в себе время (за 1 год, 1000000 часов или другой период времени)
При использовании данного подхода эффектность КИТ может быть отнесена не только ко всему риску в целом, но и допускать частные «разрезы», а также иметь разные размерности. Иллюстрацией сказанного выше является пример, приведенный на рисунках 1 и 2.
Здесь на диаграммах FTA и ETA цветом отмечены возможные исходы развития аварийной ситуации, связанные с влиянием человеческого фактора. Степень влияния данного фактора определяется (управляется) в процессе подготовки (тренинга) персонала с применением компьютерного имитатора.
В данном случае эффективность применения технологии может быть определена на основе следующих критериев:
- ожидаемое снижение вероятности относительно всех возможных исходов на диаграмме;
- ожидаемое снижение вероятности относительно исходов связанных только с человеческим фактором;
- ожидаемое снижение итоговой (корневой) вероятности аварии (негативного исхода) (только частота);
- ожидаемое снижение итоговой (корневой) вероятности аварии (негативного исхода) (стоимость*частота) и т. д.
Мы протестировали данный подход, провели серию эксперимернтов и получили положительные результаты, доказывающие реальное снижение аварийности на производстве. Достоверность основных положений и обоснованность результатов этих исследования обусловлены выбором методологических позиций; взаимопроверкой используемых теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям, задачам и гипотезе; логической согласованностью научных построений.
Тренажеры, участвующие в эксперименте:
1.Средства индивидуальной защиты (СИЗ, LContent)
- ТБиОТ при производстве работ на высоте (LContent)
- ПроТБиОТ при производстве грузоподъемных работ (LContent)
- ТБиОТ при производстве земляных работ (LContent)
- ТБиОТ при работе с СРД и огневые работы (ЦДПО)
Основной эксперимент – формирование и совершенствование знаний и навыков в области промышленной безопасности. Выявление и устранение обнаруженных опасных ситуаций и опасных условий. Принимаемое соответствие нормативной документации:
- Типовой инструкции для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами (ТИ РО-060-2003 и РД 10-107-96)
- Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности “Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ” (ПРИКАЗ от 20 ноября 2017 года N 485)
- Правилам по охране труда при работе на высоте (приказ от 28 марта 2014 г. N 155н «об утверждении правил по охране труда при работе на высоте»)
- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности “Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением”
- ТОИ Р-45-066-97 Типовая инструкция по охране труда при выполнении земляных работ
- Правилам по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утверждённые Приказом Минтруда России от 18.11.2020 № 814н
- Электробезопасность в установках до 1000 В (Межрегиональная ассоциация развития системы подготовки специалистов нефтегазовой отрасли “Нефтегазовая информационно-образовательная корпорация”)
- Промышленный транспорт (Межрегиональная ассоциация развития системы подготовки специалистов нефтегазовой отрасли “Нефтегазовая информационно-образовательная корпорация”)
- Пожарная безопасность (LContent)
10. Цифровой двойник кустовой площадки добывающих и нагнетательных скважин – https://habr.com/ru/articles/766972/
- Цифровой двойник буровой установки https://habr.com/ru/articles/844810/
В результате тренажерной подготовки персонала – полученные значения риска были значительно снижены и соответствуют установленной законодательством и согласованной с заказчиком и заинтересованными сторонами величиной приемлемого риска.
Общие выводы:
“Обосновано, что снижение аварийности на нефтегазовых месторождениях требует комплексного подхода, включающего как технические, так и организационные меры. Необходимо уделить внимание не только техническим аспектам безопасности, но и обучению персонала” [1]
Предложена современная методика использования компьютерных имитационных тренажеров для снижения аварийности на производстве. Достоверность основных положений и обоснованность результатов исследования обусловлены выбором методологических позиций; взаимопроверкой используемых теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям, задачам и гипотезе; логической согласованностью научных построений. Получен значительный экономический эффект в результате проведения серии экспериментов.
Источники:
[1] https://ogbus.ru/article/view/12745
[2] https://doi.org/10.17122/ntj–oil–2021-3-91–104
[3] Бродский Сергей Федорович «Методика внутрифирменного производственного обучения персонала с использованием компьютерного тренажера-имитатора :На примере нефтяной отрасли Республики Татарстан» диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2004
4. Гаммер М.Д. Сызранцев В.Н. Голофаст С.Н. Имитаторы на базе программно-аппаратной платформы в техническом образовании. – Новосибирск: Наука, 2011. – 275 с.
5. Новиков Д.А. Закономерности итеративного научения. М.: Институт проблем управления РАН, 1998. – 77 с.
6. Новиков А.М. Анализ количественных закономерностей процесса упражнения. Методические рекомендации. М.: Высшая школа, 1976. – 22 с.
7. Гиниятов И. Г. Разработка тренажерного оборудования для повышения безопасности технологических процессов на нефтегазовых объектах: Дис. … канд. техн. наук. – Уфа, 2009. – 231с.
8. Сызранцев В.Н., Гаммер М.Д. Виртуальный стенд для испытаний компрессора 4ВУ1-5/9 / В.Н. Сызранцев, М.Д. Гаммер // Региональная научно-практическая конференция “Информационные технологии в образовании”. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2004.
9. Сызранцев В.Н., Гаммер М.Д. Компьютерные тренажеры для обучения студентов нефтегазового направления / М.Д. Гаммер, К.М. Черезов // Бурение и нефть, 2006. – №10. – С.34 – 36.
10. Сызранцев В.Н., Гаммер М.Д. Разработка и внедрение компьютерных тренажеров на кафедре МОНиГП в ТюмГНГУ / В.Н. Сызранцев, М.Д. Гаммер // Сборник уч.-мет. мат./ сост. М.М. Афанасенкова, Н.А. Аксенова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2005 – С.134–138.
11.Г. Салвенди. Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т. 3. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов: Пер. с англ./Эдвардс У., Кинг Сунь Фу, Гарг-Янардан Ч. и др. – (Часть I. Модели психической деятельности). – М.: Мир, 1991, – 487 е.: ил.